18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

Обязательная маркировка определенных видов товаров

04:12 21.10.2025 16+
307

В целях предотвращения случаев введения потребителей в заблуждение законодательством Российской Федерации, угрозы здоровью и жизни граждан, незаконного оборота продукции, введена обязательная маркировка определенных видов товаров средствами идентификации, призванная ограничить возможность торговли некачественными и контрафактными изделиями.

На товар наносят уникальный цифровой код в формате Data Matrix. По этому коду возможно отследить движение продукции:

- кто и когда изготовил или импортировал товар,

- какой магазин его купил и продал.

Маркировка гарантирует, что оптовики не закупят подделки, а розничные сети не поставят их на свои полки. Чтобы обеспечить прослеживаемость продукции, все участники оборота обязаны регистрироваться в системе Честный знак.

Маркировка Честный знак позволяет отследить и проверить каждую единицу продукции узнать, откуда конкретно этот товар появился и на каком этапе продажи сейчас находится.

Правовое регулирование

1. Федеральный закон от 31.12.2017 487-ФЗ внес изменения в закон о торговле и ввел маркировку.

2. Федеральный закон от 25.12.2018 488-ФЗ ввел следующие понятия: код маркировки, товары, подлежащие обязательной маркировке, участники оборота товаров, средства идентификации. Также в документе описан порядок доступа к системе мониторинга и обязанности участников оборота.

3. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 791-р утвердило, что каждый товар необходимо маркировать уникальным кодом, а данные, которые передают участники оборота, будут храниться в единой информационной системе.

4. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 792-р утвердило список товарных групп, которые подлежат обязательной маркировке.

5. Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 515 регламентирует общие правила работы с маркировкой. Правила, сроки и детали маркировки каждой конкретной группы товаров устанавливаются в отдельном постановлении правительства.

6. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 2300-1 О защите прав потребителей определил Роспотребнадзор контролирующим органом за цифровой маркировкой в розничной торговле.

За нарушение правил маркировки бизнесу грозят штрафы, конфискация товара и уголовная ответственность.

Сроки маркировки

На регистрацию в системе Честный знак дается 7 календарных дней с момента производства, ввоза или старта продажи маркированных товаров. Если бизнес в отдаленных или труднодоступных местностях, срок маркировки увеличивается до 30 дней.

Какие коды маркировки бывают и их отличия от других кодов

На каждый подконтрольный товар наносят маркировку. Она бывает двух видов:

Data Matrix. Это уникальный графический код, в котором зашита информация о товаре. Если отсканировать код, можно узнать место, дату и время производства, процесс перехода от собственника к собственнику, дату и место продажи.

RFID метка. Это радиочастотный чип, в котором точно так же зашифрованы сведения о товаре. RFID метки используются для шуб и меховых изделий. Еще их можно наносить на шины и велосипеды, но только в качестве дополнительного средства идентификации.

Графический Data Matrix часто путают с более привычными QR кодами и линейными штрихкодами. Это всё способы кодировать информацию, но они не взаимозаменяемы. Требованиями к маркировке товаров предусмотрено использование именно Data Matrix.

Линейный штрихкод - одномерный: он кодирует небольшой объем информации с помощью вертикальных полос.

QR код и Data Matrix - двумерные: данные зашифрованы не только по вертикали, но и по горизонтали, так что информации в них содержится больше. Но при этом Data Matrix более вместительный, чем QR: на меньшей площади можно разместить больше данных.

Обычно коды маркировки заказывают производители и импортеры, но иногда они могут потребоваться оптовым и розничным продавцам. Например, когда в поступившей партии есть товар с утраченным кодом или покупатель вернул товар с поврежденной маркировкой. Прежде чем выставлять такой товар на продажу, его надо перемаркировать, то есть присвоить новый код.

За внедрение и развитие маркировки товаров отвечает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Он курирует работу Честного знака, генерирует коды, которые получают производители и импортеры, ведет список всех участников оборота.

Как проверить маркировку товара?

Чтобы проверить подлинность маркировки, можно установить на свой смартфон приложение Честный знак.

Дополнительные файлы Загружен: 21 октября 2025 08:26 Статья.docx 86.01 КБ
Оставить сообщение